Небублик Смаслом (sklanskiy) wrote,
Небублик Смаслом
sklanskiy

Неоварваризация России.

В настоящее время Россия переживает нашествие всякого рода сект, культов, учений и духовных практик. Давайте внимательно приглядимся к одному из этих явлений, например к неоязычникам.




Обсудим это явление с культурно-исторической точки зрения. Рассмотрение неоязычества с этой точки зрения сразу отсылает к теме исторических и не исторических народов. Такая постановка проблемы сразу рождает ряд вопросов, требующих уточнения.

Откуда началось историческое развитие?
Что такое историческое развитие?
Какие направления имеет историческое развитие?

Попробуем ответить на эти вопросы. История это процесс, протекающий во времени. Постараемся описать изменения ощущения времени у разных обществ. Начнем рассмотрение этого вопроса с эпохи варварства, родоплеменных отношений и языческих культов.

В варварскую эпоху жизнь неразрывно была связана с окружающей природой, была подчинена климатическим и географическим особенностям окружающей среды. Сезонные колебания природы весна-лето-осень-зима предопределили цикличную модель времени в традиционной культуре. Особенностями такого мироощущения является отсутствие будущего времени. Есть только сейчас. Линейное время существует только в прошлом. Символом цикличного течения времени является круг.

Обращение в христианство привело к трансформации представлений о времени. Христианская концепция, связанная с актом творения пришествием Христа и страшным судом определило появление линейного времени. В христианстве центр притяжения будущее, из которого течет время. Символом линейного мироощущения является стрела истории. Появление стрелы истории определяет начало исторического развития в современном его понимании. Принятием христианства была выделена магистральная линия в истории (христианские народы) и тупиковые её линии (языческая периферия).

Наиболее полно вопрос об историческом развитии общества с рациональной точки зрения исследовал Гегель Г. В. в своей работе «Философия истории». По его мнению, всемирная история свершается в духовной сфере. Сущностным элементом является дух народа его история и религия, степень политической свободы. Он ввел понятие исторических и не исторических народов.

В результате сложилось Европейское представление о не исторических народах как об этнографическом материале, тупиковой ветви развития общества. Мнение, по которому, эти народы не в состоянии решать свою судьбу, вырабатывать необходимые формы государственности и т.д. Поэтому они не в состоянии выработать свой своеобразный культурно-исторический тип. Право выработки исторических типов принадлежит «историческим народам» (читай ЕВРОПЕ).

Исторический тип – система взглядов определяется культурными, психологическими и иными фактурами, присущими народу или совокупности близких по духу народов.

По Данилевскому Н. Я. все культурно-исторические типы получаются из сочетания четырех основных элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Синтез этих элементов, произошедший в процессе исторического развития, определяет неповторимость культурно-исторического типа. Самобытность культурно-исторической личности лежит в основе национальной идентичности.

Историкам известно только два типа исторического развития: собственно развития и архаизация (регресс). Наиболее известным примером архаизации является падение Римской империи с последующими темными веками.


Пауль Бриль. «Пейзаж с римскими развалинами» (1580).

Подытожим все вышеописанные. Восходящее историческое развитие обусловлено влиянием христианства. Отказ от христианства означает фактически отказ от статуса народа как народа «исторического» - народа, имеющего свою культурно-историческую идентичность и превращение его в народ «не исторический» - дикий. Вернее одичалый. Любой цивилизованный человек имеет полное право называть представителей такого народа «одичалыми» и относиться к такому народу так, как в недалекие времена европейские цивилизаторы относились к дикарям.

… В настоящее время цивилизованные народы повсюду вытесняют дикарей за исключением тех местностей, где природа противополагает непреодолимые препятствия.
Ч. Дарвин «Происхождение человека и половой отбор».


Причем здесь, спрашивается, неязычество? А неоязычество это и есть отказ от истории и развития, растворение человечества в природном ландшафте, вторичная архаизация. Сам термин неязычество не несет в себе культурного и символического контекста, погруженности в традиционную культуру. Это своеобразная игра в язычника (пусть каждый играющий купит себе колядник или бубен). Для подобных игрунов и их последователей необходим правильный термин, описывающий сущность явления. Ввожу термин - одичалые.

Одичалые – существа, отказавшиеся от поступательного процесса человеческого развития, приобщения к культуре, осуществляющие движение от порядка и утончённости к дикости и варварству.

Процесс все возрастающей одичалости это и есть неоварваризация.

Итог которой должен выглядеть как то так.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments